Среда, 15.05.2024, 11:18 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Информация

Главная » 2010 » Февраль » 5 » МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖКХ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
10:17
МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖКХ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

 

Новые геополитические реалии, сложившиеся за последние 1,5-2 года,  характеризуются нарастанием глобального финансового кризиса. Его влияние на социально-экономическое  развитие Российской Федерации весьма ощутимо. В 2008 году наметилось постепенное замедление экономического роста, ухудшение внешних конъюнктурных условий из-за снижения цен на основные товары российского экспорта, снижение темпов роста реальных располагаемых доходов населения. План антикризисных мер, разработанный правительством Российской Федерации,  поддержанный парламентом и одобренный президентом, пока не приводит к стабилизации реального сектора экономики. Значительные денежные средства,  выделенные государством в конце 2008 года на поддержание ликвидности российской банковской системы и кредитования экономики, до реального сектора не доходят. Используя механизмы свободы движения капиталов, из России на начало 2009 года выведено более 50 млрд. долл. 

По оперативной информации с мест отмечаются факты введения режима неполного рабочего времени, задержки выплаты заработной платы, ограничение социальных выплат и выплат стимулирующего характера.  Идет сокращение рабочих мест, падает спрос на продукцию многих предприятий.

Особенно напряженная ситуация в строительной и   металлургической отраслях экономики, а также в финансовой системе страны. Ухудшение экономического положения отмечается и в других сферах.  Отчетливо прослеживается тенденция сворачивания ряда социальных программ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Важнейшей составляющей социальной безопасности граждан и социальной стабильности  в контексте новых геополитических реалий является устойчивое функционирование жилищно-коммунального комплекса страны. Жилищно-коммунальные услуги для населения имеют особое значение и являются жизненно необходимыми. От их качества и стабильности  зависит не только комфортность, но и безопасность проживания граждан в своих жилищах. Поэтому государство не может не уделять должного внимания проблемам обеспечения устройства функционирования ЖКХ. Это особенно важно в период мирового финансового кризиса. Во время телевизионного общения с населением страны 4 декабря 2008 года Представитель Правительства Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Не смотря на обострение внутриэкономической ситуации, государство не намерено принципиально пересматривать планы в социальной сфере, инвестиционной деятельности крупнейших компаний, реформировании ЖКХ».

Мировой финансовый кризис для жилищно-коммунальной сферы, как нам представляется,  не будет иметь трагических  последствий. Оборот средств в отрасли не должен снижаться, так как спрос на жилищно-коммунальные услуги постоянен и к настоящему времени годовой объем предоставляемых услуг уже превысил 3 триллиона рублей.  В то же время, высокий уровень износа  основных фондов, превышающий 60%-ный рубеж, отсталые технологии, огромная финансовая задолженность, банкротство более половины предприятий потребуют государственной поддержки, чтобы не  привести отрасль к коллапсу. Сложность вопроса заключается в том, каким образом и какими мерами будет осуществляться эта поддержка.

По нашему мнению, в период нарастания мирового финансового кризиса важнейшую роль стабилизатора ситуации и стимулятора развития отрасли должен выполнить  федеральный центр, не перекладывая решение проблем  на регионы, частный бизнес или на население. Необходима  активная, взвешенная государственная  организационно-экономическая,  финансовая и законодательная поддержка как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Наметившийся уход государства из жилищно-коммунальной сферы противоречит не только мировому опыту, но и сути  существования публичной власти.

ЖКХ — это естественная монополия, которая при умелом государственном регулировании должна и может функционировать высокоэффективно. Эксперименты, риски с жизненно важными коммунальными объектами (приватизация, концессия и т.д.), обслуживающими большое количество людей без абсолютной уверенности в их целесообразности, просто не допустимы.

Практический опыт показывает, что  за годы реформ, начиная с 1991 года, в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации сколько-нибудь ­существенных преобразований не произошло. Меры, принимаемые государством, не принесли ожидаемых результатов, так как они не носили комплексный характер и были декларативными. В результате отрасль стала отстойником нерешенных проблем, а аварийность на объектах ЖКХ уже рассматривается как угроза национальной безопасности страны.

Особенно остро кризисное состояние отрасли проявляется в осенне-зимний период. В среднем за отопительный период  происходит около 250 тысяч различных нарушений в системах теплоснабжения, около 200 тысяч в системах водоснабжения, среди которых более ста крупных аварий, срок ликвидации последствий которых превышает предельно допустимые  36 часов. И это только те аварии, которые приобрели широкую известность и попали в статистическую отчетность. Например, такие крупнейшие техногенные катастрофы как прорыв газопровода в Москве 10 мая 2009 года и теплотрассы в Санкт Петербурге 27 октября 2009 года с огромными материальными потерями для этих городов, в статической отчетности отсутствуют.

Общий уровень аварийности на 100 километров сети  в теплоснабжении составляет до 250 аварий, а в  водоснабжении — более 70.  За последние годы аварийность на объектах ЖКХ, а также количество техногенных разрушений с тяжелыми последствиями удвоилась, возросло  в 2-3 раза  время ликвидации последствий аварий и катастроф. Это значит, что снизилась надежность и устойчивость работы систем жизнеобеспечения населения

Ежегодно с началом нового отопительного сезона из регионов традиционно приходят многочисленные сообщения о нарушениях в системах жизнеобеспечения населения. Только в ноябре-декабре 2008 года произошло более 20 крупных аварий на объектах ЖКХ, вследствие которых пострадало или были лишены услуг систем жизнеобеспечения около полумиллиона россиян. Зачастую не только жилые дома, но и целые кварталы, населенные пункты и даже районы остаются то ли без тепла, то ли без воды или света. Как, например, город Осташков Тверской области, оказавшийся под Новый 2009 год  без тепла из-за ветхой котельной и отсутствия топлива. В прошлом году такая же участь постигла граждан  сел Березовки и Шаблиевки Ростовской области, оставшихся  без газа в разгар отопительного периода после отчетов властей о высокой степени готовности региона к зиме. 

В начале осенне-зимнего периода 2009-2010 года аварии зарегистрированы  в нескольких регионах: от Ставропольского края и Ростовской области до Республики Саха (Якутия) и Сахалинской области. Так, 1 ноября 2008 года на четверо суток без теплоснабжения остался н.п. Бур Катангского района Иркутской области, 5 ноября на двое суток остались без электро- и теплоснабжения четыре населенных пункта Барун-Хемчинского и Бай-Тайгинского районов Республики Тыва и  пос. Магдагачи Амурской области.  Более десяти суток шло восстановление энергоснабжения 31 населенного пункта Сахалинской области, не выдержавшего порывов сильного ветра и мокрого снегопада в ночь с 7 на 8 ноября.  В результате неблагоприятных погодных условий 23 ноября т.г. в 13 субъектах Российской Федерации (ЦФО, СЗФО и ЮФО) произошло нарушение элетроснабжения. Несколько тысяч населенных пунктов с населением более четверти миллиона  человек оказались без систем жизнеобеспечения. В Москве на ул. Малахитовой, 16-А при розжиге котла ДКВР-4/13 в топке произошел взрыв, который разрушил этот котел. В Ростовской области (пос.Фрунзе и г.Батайск) произошли взрывы бытового газа, вследствие чего погибли люди, разрушено несколько квартир, эвакуировано более 100 человек. В  котельной н.п. Якокит Алданского района (400 км южнее г. Якутска) снизилось давление в водоводе. Котельная была переведена на работу по замкнутому контуру. Без централизованного теплоснабжения остались 75 жилых домов (331 человек) и 9 объектов социального назначения.

Крупнейшая  авария произошла в январе 2009 года в системе водоснабжения г. Москвы, вследствие порыва водовода, отслужившего двойной нормативный срок, по причине  его  полного износа.

Не лучшей была ситуация и в начале отопительного периода 2007-2008 года:  в Камчатской области, Республике Карелия, Республике Якутия, Пензенской, Сахалинской, Пермской, Челябинской,  Мурманской областях, г.Москве  произошли крупные аварии в системах энергоснабжения и водоснабжения населения. Весьма примечательная авария  случилась в системе электроснабжения Камчатского края, свидетельствующая о высокой степени износа основных фондов и общей безответственности лиц, осуществлявших подготовку региона к зиме. Первые морозы заставили жителей этого края прибегнуть к  электронагревательным приборам, так как системы теплоснабжения не были готовы к сезону надлежащим образом. Не выдержав резко увеличившейся нагрузки, электропровода расплавились, а трансформаторы вышли из строя. Ликвидация последствий этой аварии слишком дорого обошлась бюджету страны.

Таких примеров очень много. Статистика, хоть и избирательно, но констатирует высокую динамику роста общего числа аварий, пострадавших населенных пунктов и групп граждан. Возросло  также количество пожаров, взрывов бытового газа, разрушений жилых домов, школ и других объектов социально-бытового назначения. Практика показывает, что при понижении температуры наружного воздуха всего лишь до минус 20 градусов, а тем более при прохождении максимума нагрузок, в системах энергоснабжения  резко увеличивается количество отключений, повреждений, порывов сетей и других инцидентов, вплоть до крупных аварий и техногенных катастроф.

Краткий экскурс в наше ближайшее прошлое хорошо иллюстрирует это утверждение.  Из общего числа инцидентов и нарушений в 2001 году на системах жизнеобеспечения населения Госстроем России зарегистрировано 192 крупные аварии (отключения систем жизнеобеспечения на 36 часов и более) в 58 субъектах Российской Федерации, в 2002 году – 222 аварии в 69 субъектах Российской Федерации, в 2003 году – 102 аварии  в 38 субъектах Российской Федерации.  По данным Госгортехнадзора России в  осенне-зимнем сезоне 2003-2004 года, когда период похолодания оказался наиболее  продолжительным, зарегистрировано 378 инцидентов, отказов, нарушений в системах теплоснабжения. Всего по Российской Федерации в 77  населенных пунктах было нарушено центральное теплоснабжение  4220  жилых домов (388 141 чел, в т.ч. 88 450 детей) и 363 административных зданий. 

Этим  примерам нет конца. В последующие годы и до настоящего времени  количество аварий и пострадавших граждан имеет тенденцию только к росту (даже в период аномально теплых зим).

 

Основными причинами аварийности  в системах жизнеобеспечения являются: высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования;  недостатки эксплуатации и ошибки персонала;  дефекты, допущенные при его ремонте;  неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств;  нарушения водно-химического режима; использование непроектных видов топлива.
Все это перед  нашей северной страной ставит крупномасштабные задачи по реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства и требует принятия неотложных, адекватных мер по комплексному развитию отрасли, без кампанейщины обеспечить ее постоянное и надежное функционирование.  

Получается так, что проблемы ЖКХ замечаются только во время подготовки к зиме. На протяжении всего периода реформ, начиная с 1991 года по настоящее время, подготовка жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации к работе в зимних условиях проводится в одном и том же порядке. Федеральные, региональные органы власти, органы местного самоуправления ежегодно создают специальные штабы по подготовке объектов ЖКХ к зиме, разрабатывают  соответствующие планы и формируют бюджетные заявки на их выполнение. Отчетность о проделанной работе осуществляется по строго установленным статистическим формам. Контролируют ход предзимних работ руководители регионов, а также федеральных ведомств, обеспечивающих решение тех или иных вопросов. В соответствии с действующими нормативными правовыми актами все подготовительные работы должны быть завершены к 15 ноября. Общий итог этих работ ежегодно подводится на заседаниях Правительства Российской Федерации. Предшествуют им, как правило, Всероссийские селекторные совещания. Результатами этой бурной и многогранной деятельности являются триумфальные отчеты о полной готовности ЖКХ страны к работе в зимних условиях.

Однако суровая действительность, как было показано выше, не прощает  поверхностного отношения к жилищно-коммунальной отрасли. Беспристрастный анализ состояния российского ЖКХ показывает, что достичь 100%-ной его готовности к зиме просто невозможно.

По официальным данным Минрегиона России   и Госкомстата России темпы нарастания физического износа основных фондов ЖКХ  составляют 3-5% в год. На конец 2008 года износ основных фондов жилищно-коммунального комплекса составляет: котельных — 54,5%, коммунальных сетей водопровода – 65,3%, канализации – 62,5%, тепловых сетей – 62,8%, электрических сетей – 58,1%, водопроводных насосных станций – 65,1%, канализационных насосных станций – 57,1%, очистных сооружений водопровода — 53,9% и канализации – 56,2. Износ жилищного фонда приблизился к 55%-ному рубежу. При этом 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки, в том числе более 34% котлов, 32% сосудов, работающих под давлением, и 28% трубопроводов пара.  Потери электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов находятся в пределах  20-40%. 

По другим данным этих  же ведомств фактическая замена  инженерной инфраструктуры в 2008 году в сравнении с объемами  необходимой срочной  замены по причине крайней степени ее изношенности находится на следующем уровне:
тепловые сети –  заменено 8,8 тыс. км 
(18% от необходимого);
водопроводные сети – 18,7 тыс. км (10%);
канализационные сети – 7,4 тыс. км (13%);
электрические сети – 67 тыс. км  (15%).

Согласно нормативным актам Российской Федерации и действующей статистической отчетности в системах  теплоснабжения страны паспортизации  подлежит 84435 отопительных котельных, 26968 центральных тепловых пунктов, 197440 километров тепловых сетей, 1340 электросетевых организаций, 447024 километров электрических сетей, а также множество электростанций, электрических подстанций, отопительно-производственных котельных, имеющих в той или иной степени отношение к теплоснабжению населения. Однако в отчетах федеральных ведомств значатся совсем другие цифры, которые на 10 – 15% меньше официальной статистики. При этом от 20% до 30% из этих объектов теплоснабжения вообще не представлялись на «паспортизацию». Еще столько же объектов к установленному сроку просто не смогли получить требуемые паспорта готовности к сезонной эксплуатации.

Согласно данным  Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора)  на 15 ноября 2008 года «паспортизация»  энергоснабжающих организаций Республики Саха (Якутия), Чеченской Республики, Алтайского края, Томской области находилась на уровне менее 35%, по таким же организациям   Республики Хакасия, Красноярского края, Архангельской области, Амурской области, Читинской области, Усть-Ордынского Бурятского округа  — ниже 70%. При этом на многих теплоснабжающих предприятиях отсутствовали  аварийный запас материалов, нормативные запасы основного топлива, не проведены режимно-наладочные испытания котельных установок и систем химводоподготовки, не укомплектован штат обученным и аттестованным персоналом.

Вызывает удивление, каким же образом определяется  стопроцентная готовность теплоснабжающих организаций к зиме. Кроме этого, к началу отопительного периода аналогичные паспорта должны быть получены на определенные объекты  газоснабжения и жилищный фонд. 

По официальным сведениям Минрегиона России  на 1 ноября 2008 года подготовлено к зиме 1,95 млрд.кв. метров жилищного фонда, что  по  мнению этого ведомства составляет 100%. Однако в реальности уровень готовности жилищного фонда, исходя из приведенных данных, соответствует только 62%, так как по данным Госкомстата России   жилфонд  нашей страны составляет  3,058 млрд. кв. метров. В соответствии с пунктом 2.6 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N170 и  зарегистрированных в Минюсте РФ 15 октября 2003 г. N5176, государственный, региональный, муниципальный жилищный фонд должен быть подготовленным к зиме в полном объеме.

Но как можно получить паспорта готовности на 103 млн. кв. метров (по некоторым оценкам 500 млн. кв. метров) аварийного или ветхого жилфонда? Какие акты готовности можно получить на многоквартирные дома (около 40%), в которых  десятилетиями  не проводился капитальный ремонт? Сегодня более 45% лифтов уже отслужило свой срок! Ежегодно в нашей стране капитально ремонтируется от 30 до 35 млн.кв.м  жилья или 1% (!) от всего жилищного фонда.  Но за этот же период 5 млн. кв. м. жилья становится аварийным. В текущем году заработал Фонд содействия реформированию ЖКХ (250 млрд. руб.), созданный в соответствии со 185 федеральным законом.  Как оказалось, освоить эти средства – трудная задача.

Уровень подготовки насосных станций, водопроводов, очистных, гидротехнических сооружений, трансформаторных подстанций и других объектов систем жизнеобеспечения ежегодно к контрольному сроку составляет, как правило, менее 60%. Долгие годы не решаются   вопросы обеспечения объектов социальной сферы, прежде всего здравоохранения,  альтернативными источниками питания на случай аварийных ситуаций.

Как видим, оснований для значительной части населения оказаться  зимой без тепла, воды или света  достаточно много.   Данные о состоянии отрасли, о резком нарастании уровня аварийности за последние годы в концентрированном виде показывают, что жилищно-коммунальное хозяйство находится в системном кризисе. В новых геополитических реалиях  необходимо  осуществить комплекс эффективных мер  по срочной  модернизации ряда систем энергоснабжения,  водоснабжения и других объектов ЖКХ, чтобы избежать отрицательного воздействия мирового финансового кризиса.

 

Категория: Информация | Просмотров: 2349 | Добавил: Administrator | Рейтинг: 5.0/2